Шанхайская тропа.

Карта Шанхайской тропы Карта Шанхайской тропы Фотоэкскурсия перехода от вершины Ай-Петри (1234м) по краю Ай-Петринского плато до спуска на восточную шанхайскую тропу. Откуда такое название — шанхайская тропа? Тропа берет свое начало с Ай-Петринского плато, и проходит возле скалы Шаан-Кая находящейсся над Алупкой и очень хорошо видной с любый точки ближлежащей местности. Заканчивается тропа выше западной окраины Алупки. Скала Шаан-Кая имеет еще одно название — Нишан-Кая. Хотя местные жители гораздо чаще называют ее более благозвучным для русского уха словом «Шанхай»- отсюда и пошло название тропы—шанхайская.

Первой в 1899 году появилась Штангеевская тропа, которая от водопада Учан-Су вела на хребет Яйлы через наиболее живописные участки восточного склона Яйлы. Она имела протяженность более 8 верст и предназначалась для экскурсантов любой физической подготовленности, так как была столь полога, что даже люди, не привыкшие к горным прогулкам, свободно по ней поднимались. По всей тропе имелись знаки и надписи на камнях, указывавшие пройденное расстояние и дальнейшее направление движения. Эта первая туристская тропа в России стала прообразом сегодняшних туристских троп, которые являются одним из действенных средств регулирования взаимоотношений между туристами и природой.

ВОСТОЧНАЯ ШАНХАЙСКАЯ ТРОПА Схема к описанию ТУТ. 1. Скала Шаан-Кая Из многих точек Алупки очень хорошо просматривается огромная скала-отторженец, которая как будто бы откололась от основного горного массива и сползла немного к морю. Расположение этой скалы, а также некоторых других географических объектов в районе Алупки, видно на фотографии. Скала Шаан-Кая имеет еще одно название — Нишан-Кая. Хотя местные жители гораздо чаще называют ее более благозвучным для русского уха словом «Шанхай» :-). Очень крут южный склон: он более чем отвесный и имеет отрицательный уклон. А северный склон достаточно пологий. На южном склоне скалы Шаан-Кая нередко проводятся соревнования альпинистов, причем этот маршрут считается сложным даже для покорявших Эльбрус. Нам нет необходимости повторять подвиги альпинистов. С востока скалу огибает хорошая, удобная тропа, выходящая на плато и известная в народе как «Шанхайская». Тропа вполне проходима для лошади. Жители Алупки, которым надо попасть к зубцам Ай-Петри, выбирают для восхождения именно эту тропу несмотря на то, что есть и более короткий путь (через Малай-Богаз). Если мы еще раз посмотрим на фотографию, то обратим внимание, что над Алупкой нависает огромная скальная стена Ай-Петринского горного массива. Она так и называется: «Алупкинская стена». Чуть западнее скалы Шаан-Кая стена практически сходит «на нет», а вместо скальной стены появляется высокий лесистый бугор. В районе этого сравнительно пологого бугра и есть два выхода на плато: перевалы Копек-Богаз и Копек-Богаз-Сохах. Местные жители часто называют эти перевалы соответственно «восточный» и «западный Собачий перевал». Ведь «Копек» по-тюркски — это «Собака». Дальше снова идет неприступная скальная стена от горы «Лысая» и до горы «Ат-Баш». Восточная Шанхайская тропа «выныривает» наверх через перевал «Копек-Богаз». Немного ниже перевала к этой тропе примыкает более трудная «Западная Шанхайская тропа», которой посвящено отдельное описание. 2. Как попасть к началу маршрута Маршрут начинается от трассы «Ялта-Севастополь». Место, где начинается грунтовка, показано на фотографии. Подойти к этой развилке не очень сложно. Для начала надо выйти на Старое Севастопольское шоссе. Это шоссе проходит через верхнюю часть Алупки (остановки «Пожарка», «Развилка», «Слободка». Из центра Алупки лучше выйти к остановкам «Развилка» или «Слободка» и двигаться на запад в сторону Симеиза. Пройдя по шоссе остановку «Слободка», продолжаем двигаться вперед. Примерно через 700 метров мы оставим по левую руку предприятие «КрымЭнерго», которое легко узнать по обилию высоковольных мачт. Еще через некоторое время мы выйдем к перекрестку нашего шоссе с трассой «Ялта-Севастополь». Старое шоссе уходит на запад в горы, а мы пересекаем перекресток и поворачиваем направо. Нам надо какое-то время пройти по новой трассе на восток (в сторону Ялты) по левому тротуару. Трасса сначала делает плавный вираж налево, а затем такой же плавный вираж направо. Место, где мы сейчас идем, хорошо известно. Здесь снимались заключительные кадры фильма «Кавказская Пленница». Наконец плавный вираж направо заканчивается, и вот мы подошли к развилке. Тем, кто живет в восточной части Алупки, лучше выйти к остановке «Пожарка». От этой остановки круто вверх уходит узенькое шоссе прямо к трассе «Ялта-Севастополь». Поднявшись к трассе, надо повернуть налево и двигаться на запад. Примерно через километр будет нужная развилка, только подойдем мы к ней с противоположной стороны. Если идти из «Новых домов», лучше сразу выйти на трассу около остановки «Питомник». Дальше движемся в сторону Ялты (на восток), проходим перекресток со Старым Севастопольским шоссе и продолжаем движение по трассе в соответствии с описанием. В этой части я намеренно не описал пару сократительных тропок, которые очень круты, и поэтому на подъеме ими нет смысла пользоваться. 3. Движение по грунтовке к началу Шанхайской тропы Асфальт кончается сразу же за шлагбаумом, и дальше мы идем по грунтовке, которая пока держит направление на запад, то есть в сторону Симеиза, одновременно забирая круто вверх. Проходим кизиловые заросли, затем мы увидим по правую руку очень старое кладбище, по левую руку начнется виноградник. В этом месте (на фото стрелочкой указана г.Крестовая) крутизна подъема снижается. Скоро по правую руку появится еще один виноградник, а грунтовка плавно повернет на северо-запад. Вдоль дороги слева мы можем увидеть длинную водопроводную трубу. Это — «Шанхайский» водопровод, берущий начало у родника под скалой «Шаан-Кая». Виноградники тем временем заканчиваются, и грунтовка выходит на симпатичную зеленую прямоугольную полянку, которую и огибает по периметру справа. Здесь начинается территория Алупкинского лесничества, о чем повествует табличка на фотографии. Если в этом месте свернуть налево, то сразу за узкой полоской лиственного леса будет небольшой водоем, у которого можно передохнуть. После отдыха возвращаемся на полянку и продолжаем движение. Грунтовка уже окончательно повернула в сторону гор, и нам надо приготовиться к затяжному, местами — весьма крутому подъему. Летом и ранней осенью здесь нередко можно встретить бабулек с корзинами маслят. Пока грунтовка идет вверх, надо сказать еще одну важную вещь. Дорога, по которой мы идем, ведет нас к самому подножию южного склона скалы «Шаан-Кая». Пройдя под подножием, грунтовка разворачивается на спуск и замыкается петлей слева. Через эту развилку, где и происходит «замыкание» петли, мы сейчас проходим (см. фотографию). В этом месте ноги обычно сами несут в нужном направлении, то есть направо. Многие даже и не запоминают эту развилку с первого раза. Еще немного — и с левой стороны над нами грозно нависнет Шаан-Кая, которая постепенно опускаясь ниже и ниже, будет сопровождать нас еще очень долго. Заключительный километр по грунтовке достаточно тяжел, сказывается усталость. Когда дорога делает поворот в сторону Ялты, это предвещает скорый конец мучениям. Последний вираж заканчивается поворотом на запад и выходом на горизонталь. Впереди сквозь сосновые заросли просматиривается подножие скалы Шаан-Кая. Здесь — внимание! От горизонтальной части грунтовки должна вправо, на северо-запад и круто вверх уходить практически прямая широкая тропа. Раньше здесь был тур из камней, но в последние годы он отсутствовал. Итак, мы вышли к самому началу «Шанхайской» тропы. 4. Движение по тропе Тропа идет прямо и круто вверх, примерно под углом 40 градусов. Нас окружает величественный сосновый лес. К сожалению, довольно большой участок этого соснового леса выгорел во время недавних пожаров. Еще одна особенность Шанхайской тропы — густая и толстая хвойная подстилка. По этой хвое скользишь, как по льду, особенно во время спуска. Скалу Шаан-Кая мы обходим с севера, постепенно поднимаясь над ней. Вершина скалы остается слева и несколько ниже маршрута. В этом месте обычно видны следы коротких привалов. Можем отдохнуть и мы. Тем более, только что мы прошли коротенький участок, где тропа практически не читается, и пришлось чуть-чуть покарабкаться по голым камням. Но продолжение тропы из поля зрения не потерялось, поэтому мы этот участок успешно преодолели. Очень скоро на маршруте нас ждет короткая передышка. Тропа выходит на горизонталь, и даже делает небольшой «сброс высоты». В этом месте тропа чем-то неуловимо напоминает участок Старого Севастопольского шоссе в миниатюре в том месте, где начинается подъем на «Чертову Лестницу». Но надо набраться терпения, и приготовиться к еще одному крутому подъему, который, впрочем, раза в два короче, чем тот участок тропы, который мы предолели. И вот, наконец, подъем заканчивается на кромке обрыва. С левой стороны к нам примыкает еле заметная западная Шанхайская тропка. Сосновый лес кончился, начался лиственный. С гор проникает освежающий северный ветер, идти становится гораздо легче, наступает второе дыхание. Практически без набора высоты тропа петляет по веселому лиственному лесу. Хотя в тумане это место выглядит достаточно мрачно. Последний поворот в сторону Ялты — это финишная прямая. Лес расступается, справа — крутой обрыв. Еще немного, и мы вышли на плато. Отроги не позволяют нам увидеть обширную панораму Южного берега. Видна западная часть Алупки с Новыми Домами и Симеиз до горы Кошка. 5. Движение по яйле Тропка, по которой надо двигаться, просматривается достаточно хорошо. На фотографии эта тропка видна слева. Тропа постепенно отдаляется от кромки плато, так как надо обойти с севера бывшую воинскую часть. Приближение этой части видно по немногочисленным бетонным укреплениям, которые использовались как дзоты для стрелковых орудий. А потом мы увидим и всю территорию бывшей в/ч, которая расположилась на самом высоком краю Алупкинской стены. Здесь уже давно нет никаких военных, а новая вышка используется для сотовой связи. Привлекает внимание круглое бетонное основание совсем рядом с тропой. Раньше на этом постаменте стоял огромный белый шар из радиопрозрачного материала, каких много на Бедене-Кыре. Тропа постепенно вливается в грунтовку, которая выходит с территории бывшей части. Путь по грунтовке не вызывает никаких сомнений. Несколько раз ныряя вниз в гущу букового леса и поднимаясь на открытые холмы, грунтовка выводит прямо к торговым рядам около канатной дороги. У тренированного человека весь описанный путь занимает 4 часа, остальным надо ориентироваться на пять — пять с половиной. 6. Как найти начало Шанхайской тропы со стороны канатной дороги Проходим сквозь скопление торговых рядов и выходим к тому месту, где начинаются прогулочные маршруты на лошадях. От этого места строго на запад идет грунтовка. По ней и движемся.. Проходим место, где влево-наискосок отходит конная тропа к Малай-Богазу. Примерно через километр грунтовка пойдет на завершающий подъем к воинской части, и мы увидим скальный козырек (он в самом центре фотографии). Вот именно в этом месте, где сейчас стоим, надо сходить с грунтовки и двигаться прямо на этот козырек. Начало тропы читается плохо, но дальше будет все понятно. Если же мы продолжим подъем по грунтовке, то уже около последнего дерева перед нами откроется панорама бывшей воинской части. Возвращаться назад к началу тропы нет смысла. Надо просто пройти по полю метров 40 вправо и выйти на нужную тропку. Дальше с этой тропки надо просто никуда не сворачивать Тропа одна, ответвлений нет, и мы в конце-концов выйдем к тому месту, где тропа начнет плавно уходить с плато вниз. Прежде, чем проходить Шанхайскую тропу на спуск, надо вспомнить, что спуск хоть и прямой, но крутой и продолжительный. Толстый слой хвои на спуске скользок как лед. Обувь должна быть соответствующая.