Воронцовский дворец. Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный дворец — уникальный памятник архитектуры первой половины XIX в. Построенный в эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений — все это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного.
Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль: центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Автор проекта — английский архитектор Эдуард Блор, один из создателей Букингемского дворца в Лондоне и строитель замка Вальтера Скотта в Шотландии. Дворец спроектирован в стиле поздней английской готики, органически соединенной с совершенно чуждой ей, казалось бы, восточной архитектурой.
Карта-схема Воронцовского дворца и парка.
Северный фасад, с вертикальными выступами, большими окнами-эркерами, воспринимается как образец английской тюдоровской архитектуры XVI в., в котором гармонично сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения.
Вид Воронцовского дворца со стороны Северного фасада.
Вид на Ай Петри со стороны Северного фасада дворца.
Шуваловский проезд дворца.
Западный парадный фасад воспринимается как европейский средневековый замок с высокими башнями, узкими бойницами, мощными крепостными стенами.
Западный фасад дворца.
Южный фасад, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле. Глубокая белая ниша на южном фасаде с двойной узорчатой подковообразной аркой покрыта лепным орнаментом. По ее декоративному фризу изваяна шестикратно арабская надпись: «И нет победителя, кроме аллаха» (почти как в Гренаде, на крепости Альгамбра).
Южный фасад дворца.
От нее спускается вниз монументальная лестница с тремя парами львов – спящими, пробуждающимися и бодрствующими (причем бодрствующие львы повторяют точно известную скульптуру Антонио Кановы на гробнице папы римского Климента XII в Риме). Львы выполнены в мастерской итальянского скульптора Боннани. Здание строилось 23 года (1828-1851 гг.) – под руководством английского архитектора Вильяма Гунта.
Материалом послужил местный камень – диабаз – зеленовато-серый, красивый и прочный. Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В зеленой перголе (коридоре из вьющихся растений) у правого крыла – «Фонтан слез» — копия знаменитого Бахчисарайского фонтана.
Столовая часть Южного фасада дворца.
Вид на Ай Петри со стороны Южного фасада дворца.
Территория вокруг дворца.
Спустившись со стороны Южного фасада вниз вдоль дороги и тропинок, можно добраться до пляжа, где среди гальки располагается множество больших камней и глыб, а обратив взгляд в сторону гор можно увидеть красивый вид Воронцовского дворца на фоне большого количества зелени и вершин Ай Петри.
Вид на дворец со стороны пляжа
Пляж возле Воронцовского дворца.